в Санкт-Петербурге с 2001 года
Тренинги
Семинары
Вебинары
SOVLA.RU
МЫ СПОСОБСТВУЕМ РАЗВИТИЮ
 

Статьи / Помощь как профессиональная деятельность



Помощь как профессиональная деятельность

Никакие отношения между людьми нельзя полностью уложить в формулы и схемы. Отношения родителя и ребенка, учителя и ученика, психотерапевта и клиента, врача и больного содержат в себе массу неклассифицируемых и неизмеряемых явлений: сочувствие, личная вовлеченность, намерения, интуиция, человечность… В исследовательских целях приходится упрощать и приземлять реальность, но помощь друг другу всегда будет независимой от классификаций основой человеческих отношений.
Для некоторых из нас помогать становится профессией.
В последнее время понятие "помогающая профессия" встречается все чаще, обозначая весьма широкий круг специальностей. К спектру "помогающих" иногда относят не только профессии, связанные с медициной, психологией, преподаванием и социальной работой, но и такие, как полисмен, юрист, экскурсовод. Может сложиться впечатление, что помогающими называют практически все профессии типа "человек-человек". С другой стороны, в контексте помогающей деятельности часто говорится об особых явлениях, характерных только для определенных профессий, например, об эмоциональном выгорании. В этом случае помогающая профессия выступает как специфический вид деятельности, по самой своей сути отличающийся от всех остальных. В настоящей статье представлена попытка уточнить понятие помогающей профессии как в научных, так и в практических целях.
Прежде всего установим соотношение понятий "помогающая профессия" и "помогающая деятельность". Самый общий признак помогающей деятельности (необходимое, но недостаточное условие) - взаимодействие с другим человеком. Но это не субъект-объектное взаимодействие, а особого рода отношения. Возьмем за отправную точку определение помогающих отношений, данное К.Роджерсом. Помогающими он называет такие отношения, в которых "…по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, в умении ладить с другими" [цит. по 1].
Таким образом, помогающая деятельность - это взаимодействие между людьми, в основе которого лежат помогающие отношения. Понятно, что элементы помогающей деятельности могут быть включены во многие в целом "непомогающие" занятия - например, когда руководитель фирмы заботится о своих подчиненных, продавец консультирует клиента, пассажир объясняет другому, как добраться до места. Помощь универсальна и присутствует везде, где люди вступают друг с другом в отношения.
Lawrence M. Brammer и Ginger MacDonald выделяют структурированную и неструктурированную помогающую деятельность. К структурированной относится помогающая деятельность как профессия и волонтерская работа. К неструктурированной - дружба, семья, общество (например, в форме групп самопомощи) [2]. Оба вида помощи остаются основанными на все тех же помогающих отношениях. Неструктурированная помощь становится структурированной (иначе говоря, помогающая деятельность становится помогающей профессией), когда субъект помогающей деятельности начинает осознанно и целенаправленно применять специальные знания и навыки.
Само собой разумеющимся считается, что помогающие отношения осуществляются при непосредственном контакте "помогающего" с "помогаемым". Однако в этом случае некоторые виды деятельности автоматически попадают в список помогающих, таковыми при этом не являясь. Например, писатель через свои произведения может намереваться способствовать своим читателям "в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими людьми". Но отсутствие непосредственного контакта с принимающей стороной, неотъемлемого для "классических" помогающих профессий, не позволяет причислить профессию писателя к числу помогающих, несмотря на формальное соответствие определению К.Роджерса. Следовательно, в определение помогающей профессии следует ввести указание на непосредственный характер взаимодействия (общение человека с диспетчером на телефоне доверия можно считать непосредственным, поскольку оба они одновременно присутствуют в помогающем процессе).
Суммируя все вышесказанное, можно предложить следующую схему соотношения обсуждаемых понятий:





Рис.1. Схема соотношения понятий помогающие отношения, помогающая деятельность и помогающая профессия


Следует подчеркнуть, что улучшение функционирования человека является основной целью деятельности для помогающего профессионала, а не побочным эффектом какой-либо другой деятельности. Это ограничение исключает из списка помогающих значительную часть профессий типа "человек-человек" - продавцов, библиотекарей и т.д., которые могут, как и профессия писателя, формально оказаться помогающими.
Итак, можно дать следующее определение профессиональной помощи: это деятельность, при которой профессиональные знания и навыки осознанно используются для непосредственного взаимодействия с человеком - объектом помогающей деятельности, с целью способствовать ему в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, в умении ладить с другими.
В соответствии с предложенным определением можно ввести классификацию помогающих профессий.





Рис.2. Классификация помогающих профессий по основаниям направленности воздействия и основной цели воздействия


Пояснение к рисунку: воздействие помогающего специалиста может быть направлено главным образом на тело или на психику; основной целью может стать либо сохранение здоровья, либо психическое и психологическое развитие. В соответствующих квадрантах приведены примеры помогающих профессий.

Литература
1. Н.В.Гришина. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы//Проблемы самореализации личности, под ред. Е.Ф.Рыбалко, Л.А.Коростылевой, выпуск 1, СПбГУ, 1997.
2. Lawrence M. Brammer, Ginger MacDonald, Helping Relationship, The: Process and Skills, изд-во Allyn and Bacon, 1998.

 
 
© ООО "Доминанта", 2001-2014.
Санкт-Петербург, 10-я линия В.О., дом 59, бизнес-центр "Маркусъ", офис 340.
Тел. +7-921-892-46-62
E-mail: info@sovla.ru
http://sovla.ru, http://совла.рф