в Санкт-Петербурге с 2001 года
Тренинги
Семинары
Вебинары
SOVLA.RU
МЫ СПОСОБСТВУЕМ РАЗВИТИЮ
 

Статьи / Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений



Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений

Исследования современных психологов доказали, что черты характера человека обусловлены не столько факторами наследственности, сколько особенностями воспитания, полученного им в первые, особенно ранние годы жизни. Дети чрезвычайно чувствительны к поведению взрослых по отноше-нию к ним.
Как утверждают социологи, сегодня почти каждую семью по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных. По последним данным госстатистики (2003 г.) наблюдается увеличение младенческой смертности, во многих регионах России впервые после Великой Отечественной войны показатели смертности превысили показатели рождаемости. Растет число детей, рожденных вне брака, увеличивается количество разводов. Все это напрямую сказывается на характере детско-родительских отношений.
По данным пилотажного исследования, проведенного в средних профессиональных учебных заведениях города, 2/3 подростков показывают высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, что, в свою очередь, влияет на социально-психологическую адаптацию подростка. Анализ зависимости стиля родительского воспитания и уровня дезадаптивности подростка показал, что наиболее стрессогенными факторами, влияющими на адаптивность как психологическое качество, являются отсутствие позитивного интереса со стороны матери, враждебность отца, непоследовательность родительских требований.
Более трети опрошенных родителей на вопрос: «Какой Ваш ребенок?» - дали отрицательную характеристику. Отрицательная оценка ребенка родителями порождает в нем представления о своей социальной неполноценности, ненужности, препятствует формированию правильной самооценки.
Дефицит внимания к ребенку является часто причиной ухудшения успе-ваемости, агрессивного и асоциального поведения как способа компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых. Подросток, испытывая к себе враждебное или безразличное отношение окружающих, вырабатывает свою систему поведения и отношения к людям. Он становится либо злобным и агрессивным, мрачным, замкнутым, либо пытается обрести власть над другими, чтобы компенсировать отсутствие любви. Как известно, такое поведение обусловливает дезадаптацию подростка как к окружающему миру в целом, так и к условиям обучения в колледже, техникуме, в частности.
В связи с этим выстраивается в практической и педагогической психологии система мероприятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений, которая положительно зарекомендовала себя в условиях средних профессиональных учебных заведений города (экспериментальная база составила 34 образовательных учреждения). Осуществлялась она в трех направлениях:
1. Профилактика стрессовых состояний, содействие процессу личностно-го роста и самоопределения подростков.
2. Коррекция стилей деструктивного поведения родителей.
3. Психолого-педагогическое сопровождение семьи и отдельной лично-сти в период жизненных кризисов.
Первое направление всей системы коррекции детско-родительских взаи-моотношений осуществляется с помощью профилактической работы, направленной на проработку значимых и стрессогенных для данного возраста проблем. Одним из путей психологической работы с подростками в этих направлениях являются разработанные и адаптированные факультативные курсы, тренинговые программы серии «Кто я, или Школа самопознания», где подросткам предоставляется возможность обсуждения и проживания волнующих их проблем в доступной для них форме.
Кроме того, значительное место в работе с подростками занимает коррекция их отношений к родителям. Поскольку родители редко быстро и безболезненно могут изменить свою философию или привычки, подросткам предлагается понять своих родителей и приспособиться к их требованиям, научиться понимать причины конфликтов.
Основными направлениями психопрофилактической работы с родителя-ми являются:
- работа по формированию у родителей подростков отношения к последним как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни (тренинг развития самостоятельности);
- консультативная и индивидуальная работа по коррекции отношений родителей к самому себе. Разработаны и адаптированы проекты «Синдром хронической усталости: пути решения проблемы», «Основы конструктивного общения с самим собой»;
- активизация участия родителей в учебной и общественной жизни подростков. Этому способствуют такие формы работы: участие родителей в работе педагогического консилиума, активизация работы родительского комитета, совместные походы, поездки на природу, экскурсии и т.п. Эти столь «несовременные» методы и формы работы оправдывают себя свое результативностью и сегодня;
- эффективным является игровой прием, применяемый преподавателями и классными руководителями на собраниях «Один день в семье», в процессе которого родители вместе с классным руководителем прослеживают и проигрывают все формы семейного общения в течение одного дня, начиная с пробуждения. В результате родители как бы со стороны просматривают свой день. Замечая порой незаметные нюансы общения в семье и их влияние на детей и собственное состояние.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи в кризисной ситуации обусловлено искажением субъективного образа мира семьи и индивидуума в связи с возросшим темпом жизни, современной экономической обстановкой, которые увеличивают тревожность, вызывают эмоциональное самочувствие, оказывающее негативное влияние на душевное благополучие, как взрослых, так и детей, на их отношение к окружающим и усиливает социально-психологические и личностные конфликты, психологическую напряженность. В связи с этим у родителей, а следом за ними и детей в силу высокой эмоцио-нальной заражаемости возникает комплекс жертвы, выражающийся апатией, беспомощностью, безнадежностью, снижением психологической самооценки, комплекс отверженности, характеризующийся сознательным уединением, коммуникативной ригидностью. Основной формой оказания помощи семьям является специально-организованный процесс – социально-психологическое сопровождение семьи, выражающийся в создании позитивной адаптации к жизни – сознательного построения, упорядочивания устойчивых отношений в семье, возрождения чувства ответственности за свою жизнь, свой образ мыслей и отношений типа «я – хозяин своей жизни» или «все, что ни делается – к лучшему». Осуществляется социально-психологическое сопровождение с помощью патронажа семьи квалифицированным психологом или социальным работником. Основным фактором социально-психологического сопровождения является положительный пример взрослого. Прежде всего, педагог, психолог, работающий с семьей, должен быть сильной личностью, умеющей противостоять невзгодам, выходить из стрессовых ситуаций, не склоняющий голову перед напором неблагоприятных обстоятельств. Таким образом, у подростка формируются социально-положительные установки: «Все хорошо, будет еще лучше», «Безвыходных ситуаций не бывает», которые, в свою очередь, действуют на семью.
Литература:
1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического про-цесса. – Минск, 1990.
2. Беличева С.А. Социально-психологическая адаптация подростков. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2000.
3. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. – Оренбург, 1999.

 
 
© ООО "Доминанта", 2001-2014.
Санкт-Петербург, 10-я линия В.О., дом 59, бизнес-центр "Маркусъ", офис 340.
Тел. +7-921-892-46-62
E-mail: info@sovla.ru
http://sovla.ru, http://совла.рф